Инженерное наследие России

Музей радио им. Попова

Материал опубликован в каталоге выставки "ПТА-Урал 2009"


Приёмник А.С.Попова, 1895

Телевизор КВН-49


Радиоприёмник АРЗ, 1949


Коротковолновый радиоприёмник РКЭ-3, 1929


Радиоприёмник "Фестиваль" с пультом дистанционного управления, 1957

Технический прогресс базируется на двух важнейших составляющих: на создании новых материалов и на разработке новых технологий. Оба этих элемента теснейшим образом переплетены, влияют друг на друга, а сам технический прогресс представляется последовательностью этапов развития. Технологии, прогрессивные на определённом этапе, со временем устаревают и подчас становятся тормозом развития, когда-то новые материалы и детали заменяются новейшими, и эта "смена поколений" наиболее наглядно иллюстрируется экспонатами технических музеев, одним из которых является Музей радио им. А.С. Попова г. Екатеринбурга.

Внимательному глазу экспонаты музея могут рассказать и о направлении изобретательской мысли создателей, и о техническом уровне производства того времени. Так, первое практическое устройство радиосвязи – приёмник А.С. Попова образца 1895 года – стал пригодным для эксплуатации благодаря введению автоматизации встряхивания единственного в то время чувствительного к электромагнитным волнам элемента схемы, так называемого когерера. Что же касается технологии изготовления первых приёмных и передающих устройств конца XIX – начала ХХ веков, то бросается в глаза их сборка исключительно винтовым, "отверточным" методом. Аппарат получался красивым, удобным для ремонта и настройки, но отнюдь не дешёвым. Это было объяснимо – радиосвязь разрабатывалась прежде всего для флота и армии, и аппараты были единичными в своём роде или мелкосерийными.

В 1922 г. с пуском первой в мире говорящей радиостанции, московской станции им. Коминтерна, началась эра радиовещания, и возникла нужда в выпуске массовых и дешёвых радиоприёмников. Отверточная сборка уже не могла удовлетворить все растущий спрос, тем более что схемы приёмников к тому времени существенно усложнились, количество деталей стало исчисляться десятками, и это привело к использованию навесного монтажа, при котором наряду с использованием винтовых, клеммных и разъёмных соединений стала все больше применяться пайка свинцово-оловянными припоями. Навесной монтаж пайкой позволил внедрить конвейерное производство, а также достаточно легко заменять при ремонте вышедшие из строя детали. На первом этапе, в 20-30-е годы, использовались проводники весьма большого сечения, для пайки которых требовался значительный расход припоя. Приёмники этого периода ПД, РКЭ, 6Н1, СВД и другие наглядно иллюстрируют эту технологию, а в целом навесной монтаж в массовом радиопроизводстве широко использовался вплоть до начала 60-х годов. Приемники 6Н1 и СВД заслуживают особого внимания, так как технологии их изготовления и детали к ним закупались в 1936-37 гг. в США у самой передовой в мире фирмы RCA.

Как известно, в военные годы все радиоприёмники у населения были изъяты, промышленность работала исключительно на военные нужды, и новый этап массового выпуска радиоприборов гражданского назначения начался уже в период послевоенного восстановления разрушенной страны. Возникла острая необходимость в выпуске массовых и дешевых радиоприёмников, а в стране был острейший дефицит не только благородных и редкоземельных элементов, но и таких казалось бы распространенных металлов, как олово и свинец, они широко использовались в военных целях. Встал вопрос о замене пайки на другие способы монтажа деталей, максимально исключающие использование припоев и в то же время позволяющие организовывать конвейерное поточное производство с элементами автоматизации. Так возникла технология сборки сложных радиоприборов с использованием электросварки. Проводники и выводы элементов скручивались в жгут, на скрутку надевался сварочный пистолет, и образовывалось прочное соединение в виде сварочной капли. Таким методом были выполнены недорогие приёмники конца 40-х – начала 50-х годов "Рекорд", "Москвич", АРЗ, "Родина" и ряд других. Более того, первый массовый телевизор "КВН-49", памятный многим по добавочной линзе перед его экраном, почти полностью собран сварочным методом.

Сварка предельно удешевила процесс монтажа навесным методом, но создала огромные трудности при ремонте и настройке аппаратов. Для замены вышедшей из строя детали требовалось откусить сварочную каплю, и последующая сборка велась уже методом пайки, а это становилось весьма сложным делом, так как многие проводники существенно укорачивались. Кроме того, разрабатывались все более мелкие детали – конденсаторы, резисторы и другие, и сварка становилась тормозом на пути уменьшения габаритов и веса изделий.

Настоящим прорывом в технологии сборки радиоаппаратов явилось изобретение печатного монтажа. Этот этап практически совпал с началом выпуска промышленностью фольгированных гетинакса и текстолита. Тонкий слой медной фольги протравливался химическим путем, и на гетинаксовой подложке вырисовывалась схема соединений. На эту плату устанавливались элементы схемы и припаивались к медным проводникам, оставшимся после химического протравливания. Применение печатного монтажа позволило резко уменьшить габариты изделий за счет применения малогабаритных деталей и увеличить производительность труда вплоть до автоматизации отдельных операций, включая саму пайку, а с началом внедрения полупроводников вообще стало единственным способом изготовления малогабаритных аппаратов. Практически все носимые и карманные приёмники конца ХХ века выполнены печатным монтажом.

Переход на полупроводниковую технику произошёл далеко не сразу, и на этом пути встречаются весьма любопытные примеры. Так, в 1957 году в преддверии Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве был выпущен первый в СССР радиоприёмник высшего класса "Фестиваль". Этот приёмник был максимально автоматизирован, и с помощью пульта дистанционного управления оказалось возможным переключать диапазоны, настраиваться на волну и изменять громкость. Вся автоматика этого приёмника была выполнена не на элементах транзисторной электроники, таковой еще не было, а на трёх сервомоторах, а сам пульт подключался к приёмнику шестиметровым многожильным кабелем. Моторная автоматика в дальнейшем использовалась и в некоторых других аппаратах.

Аппараты нашего времени разительно отличаются и по элементной базе и по применяемым технологиям от тех, с которыми жили предыдущие поколения, но без тех этапов развития не было бы и сегодняшних успехов в связи, дистанционном управлении, радиовещании и телевидении.



Кошелев Б.М.,
с.н.с. Музея радио им. А.С. Попова.