2011 год для промышленной автоматизации: устойчивый рост или временное улучшение? Обзор по итогам выставок и конференций ПТА. Часть вторая: Урал

2011 год для промышленной автоматизации: устойчивый рост или временное улучшение? Обзор по итогам выставок и конференций ПТА. Часть вторая: Урал

Уважаемые читатели! Мы рады представить Вашему вниманию вторую часть обзора рынка промышленной автоматизации России в 2011 году. Материал подготовлен по итогам Международной специализированной выставки «Передовые технологии Автоматизации. ПТА-Урал 2011», которая состоялась в декабре 2011 года в Екатеринбурге. Первая часть обзора была опубликована в №4 (37) журнала Control Engineering Russia.

Урал. Как много в этом звуке…

Выставка — беспрецедентный по своей сложности продукт. Мало того, что она отражает состояние дел в той отрасли, которой посвящена. География и история региона, экономические и политические условия — абсолютно всё влияет на масштабы и успех выставки.

Уральский федеральный округ — особенный во всех отношениях. Свердловская область занимает четвёртое место в России по объёмам промышленного производства. Здесь расположены такие предприятия, как Нижнетагильский металлургический комбинат, Качканарский ГОК «Ванадий», ВСМПО-АВИСМА, Уралмаш, Богословский и Уральский алюминиевые заводы, Каменск-Уральский металлургический завод, Синарский трубный завод, Богдановичский фарфоровый завод, предприятия Уральской горно-металлургической компании (Уралэлектромедь, Среднеуральский медеплавильный завод, металлургический завод им. А.К. Серова и др.).

Среди машиностроительных отраслей преобладает «тяжёлый ВПК» (производство бронетанковой техники и боеприпасов), а также тяжёлое индивидуальное машиностроение (оборудование для добывающей, энергетической и химической промышленности). Среди крупных предприятий этого направления стоит отметить Уралвагонзавод.

Диаграмма. Отраслевой состав посетителей выставки «ПТА–Урал 2011».



Свердловская область — важнейший транспортный узел. Густота железнодорожной и автодорожной сети превосходит средние по стране показатели. Крупный международный аэропорт в Екатеринбурге — Кольцово.

Такой background позволяет региону быть независимыми настолько, насколько это, в принципе, возможно. Не случайно 32,7%, полученные «Единороссами» на выборах депутатов в Государственную Думу в Свердловской области в декабре 2011 года, прошедших непосредственно перед «ПТА-Урал 2011», — один из самых низких показателей по стране.

Регион Явка ЕР КПРФ СР ЛДПР «Яблоко» ПР ПД Испорченные бюллетени
Свердловская область 51,0% 32,7% 16,8% 24,7% 16,0% 4,3% 0,9% 2,1% 2,5 %

Выставка «ПТА-Урал» — второй по значимости, после московской выставки «ПТА», маркер состояния дел в экономике страны в целом и в промышленной автоматизации в частности.

Опросы на «ПТА-Урал 2011»

Итак, как обстоят процессы модернизации предприятий на Урале? Насколько успешно внедряются новые технологии? Достойно ли оплачиваются эти услуги? Как проходит посткризисная реабилитация? Достаточно ли квалифицированного персонала? На эти и многие другие вопросы отвечали участники и гости выставки.

К примеру, интересы посетителей к выставленным образцам продукции, решений и проектов распределились следующим образом.

В РАЗДЕЛЕ «АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ»



В РАЗДЕЛЕ «АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ»



В РАЗДЕЛЕ «БОРТОВЫЕ И ВСТРАИВАЕМЫЕ СИСТЕМЫ»



В РАЗДЕЛЕ «СИСТЕМНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И КОНСАЛТИНГ»



В РАЗДЕЛЕ «АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗДАНИЙ (оборудование, технологии, ПО)» для:



Показатели из года в год на протяжении пяти лет колеблются незначительно — в пределах 3-4%.

На вопрос о состоянии рынка промышленной автоматизации 64% компаний — участников «ПТА-Урал 2011» ответили, что, по их мнению, рынок восстанавливается, 23% — активно развивается, и только 13%, по-прежнему, оценивают состояние рынка как «в стагнации».



Повышение спроса на продукцию по сравнению с 2010 годом отмечают 70% экспонентов, а рост платежеспособности клиентов — 45%. Прочие считают, что эти показатели остались неизменными.

В связи с этим многие компании изменяют стратегии продвижения: 68% из них — отдают предпочтение участию в специализированных выставках, 58% — активные продажи и 53% — прямой маркетинг.

Результаты анализа кадровой политики показывают, что 75% экспонентов считают наиболее важным удержание дорогостоящих опытных специалистов, а также привлечение молодых специалистов после вузов — 68%.

В целом, результаты опросов с точностью +/–5% подтверждают данные анкетирования экспонентов в других регионах.

Навстречу друг другу

Любопытно перемещение параметров, играющих роль в выборе выставки. По-прежнему лидируют актуальность тематики, эффективность и статус мероприятия. Но критерий «профессионализм Организаторов и возможность диалога с ними», который в докризисные годы занимал 9-10-е место, сейчас находится на четвёртом, опередив даже такой показатель, как наличие конкурентов среди участников.

Это процесс абсолютно логичный, демонстрирующий повышение культурного уровня профессионального сообщества.

Выставка — это комплекс услуг. В отличие от товаров здесь важно не ЧТО, а КАК сделано. На это КАК Экспонент может и должен влиять, высказывая свои мнения, впечатления и предложения. А замыкающим в «цепочке» становится Устроитель выставки, который должен хотеть слушать и слышать своего Заказчика.

Маркетинговые ресурсы специализированной выставки практически безграничны, если использовать их не три дня, а в течение всего срока подготовки – год и более.

Понимание этого давно существует в Европе, постепенно приходит и к нам, и такие изменения очень радуют.

Эти темы более широко были раскрыты на круглом столе «Промышленная автоматизация и промышленные выставки на Урале: реалии и перспективы», который состоялся в первый день выставки. В нём приняли участие представители компаний, предлагающих оборудование и услуги уральским предприятиям и Комитета промышленной политики и развития предпринимательства Екатеринбурга. Стенограмма будет опубликована в феврале 2012 г. на сайте ПТА в разделе «Автоматизация PRO».

Екатеринбург выставочный

К выставкам в Екатеринбурге относятся серьёзно. Представители правительства призывают к увеличению качественных мероприятий в Екатеринбурге и готовы оказать всяческую помощь и поддержку.

Например, 13 декабря 2011 года в МВЦ «Екатеринбург-Экспо» министр экономики Правительства Свердловской области Михаил Максимов провел расширенную встречу с предприятиями, вовлеченными в конгрессно-выставочную деятельность. Обсуждались вопросы ее структурирования и координации. Большое внимание было уделено презентации портала www.u2020.ru, созданного для удаленного взаимодействия участников портала при работе над общими проектами и мероприятиями. Обсуждалась разработка единого календаря выставок, возможность налаживания взаимодействия между смежными компаниями: выставочные операторы, турфирмы, гостиницы.

Екатеринбург заявлен как один из городов, претендующих на проведение «ЭКСПО-2020». С этой целью у аэропорта «Кольцово» построен современный выставочный центр «Екатеринбург-Экспо» площадью 50 тыс. м2.

Интерьер выставочных павильонов впечатляет. Однако удаленность от центра, неудобная транспортная развязка, сложный заезд, отсутствие инфраструктуры пока не позволяют конкурировать ВЦ с привычными екатеринбуржцам и жителям области выставочными площадками в черте города. Указанные проблемы в ВЦ решить технически сложно и очень затратно, а окупать дорогостоящий комплекс нужно. Поэтому конкурентов мягко, но настойчиво «убирают» — одну из альтернативных площадок перепрофилировали под сельскохозяйственный рынок, другой популярный комплекс планируют реконструировать и также перепрофилировать.

Выставки постепенно «выдавливают» за черту города, ссылаясь на европейский опыт. И всё вроде бы верно, только в Европе сначала создали все возможности для того, чтобы устроители, участники и посетители выставки в «загородных» выставочных комплексах были обеспечены необходимым сервисом, а потом лишили альтернативы. Усугубляется ситуация тем, что управляют центром «Екатеринбург-Экспо» из Москвы, по всей видимости, не вдаваясь в локальные особенности.

Впрочем, при таком подходе вполне вероятно, что у устроителей выставок просто не остаётся выбора, и в ближайшие годы «Екатеринбург-Экспо» всё-таки соберёт под своей крышей все масштабные экспозиции.

Мы в социуме

Почти в 70% случаев маркетинговая активность компаний сводится к прямой рекламе того, что производят и поставляют.

В этом году мы предложили компаниям принять участие в акции «Мы делаем жизнь лучше, так как…» и рассказать о бизнес-эффекте от поставляемых ими услуг и о том, как в итоге улучшается качество жизни от того, что их продукция находит применение.

Первоначально обсуждали с экспонентами в Екатеринбурге, и стало понятно, что практически никто не задумывался над этим. Стали размышлять вместе. Выяснилось, что компании исправно платят налоги и таможенные пошлины, обеспечивают население рабочими местами, поддерживают вузы; их продукция и технологии позволяет сберегать ресурсы предприятий и т.д.

Руководители и специалисты взглянули с новой точки зрения на то, что они делают. Мы продолжим акцию в течение 2012 года на всех «ПТА».

Давайте делать жизнь лучше вместе!

Мамин Дмитрий Вячеславович — главный специалист Комитета промышленной политики и развития предпринимательства Екатеринбурга: «С нашей позиции, кризис, безусловно, повлиял на планы предприятий по модернизации, но сейчас идет активный выход из кризиса: индекс промышленного производства у нас по трем кварталам 200%. Инвестиционные программы всех предприятий сейчас имеют достаточно хорошую поддержку, финансовую поддержку и поэтому с ними надо очень активно работать пока у них есть деньги».
Аверин Евгений Борисович — руководитель Инженерной группы OOO «Прософт-системы»: «Как отразился на нас кризис? Конечно, просадка была. Просела металлургия, просела связь, энергетики остались примерно на том же уровне, нефтегаз пошел в рост. Соответственно за счёт одних направлений мы компенсировали другие. Мы всегда плотно работали с нефтегазом, и продолжили наращивать активность. Также мы плодотворно работаем с оборонкой, с железнодорожниками. Естественно, изменились финансовые схемы. Если до кризиса, как правило, работали по предоплате, то сейчас своевременные поставки оборудования вытягивают программы кредитования. Если платежи предприятий идут по факту поставки — отлично, но бывает, и со значительными паузами. Кризис позволил нам пересмотреть отношение к нашему бизнесу. Конечно, работали мы всегда активно, и кризис нас ощутимо стимулировал. Задел был хороший, и когда кризис стал меньше давить на предприятия, то, как будто резинку натянули и отпустили, и вот она побежала. Был запас эластичности, который позволил с минимальными потерями преодолеть кризисные явления и уверенно двигаться дальше».
Зинченко Антон Викторович — региональный менеджер по продажам ООО «БАЛЛУФФ»: «Мы позиционируем качество нашей продукции и, как следствие, время простоев оборудования снижается. Я был на предприятии в Перми. Они купили новые станки. Там стоит табличка, табличка у начальника по автоматизации, «помни, час простоя нашего обрабатывающего центра стоит 16 тыс. Мы еще в России к этому не подошли повсеместно. Мы все еще считаем, нам дали много денег, давайте мы будем их осваивать. У нас ни кто не считает эффективность использования, труда человеческого, эффективность использования оборудования, всех вот этих вещей. Когда приезжаешь в Германию и смотришь, как они четко все рассчитывают, сколько работает контроллер, сколько оборудование, начинаешь понимать, что мы к этому все равно придем».

Автор: Афанасьева Оксана Валентиновна —
Генеральный директор ЗАО «ЭКСПОТРОНИКА»

Источники:
www.pta-expo.ru
www.gks.ru

Возврат к списку