Рынок АСУЗ: подводим итоги 2010 года

Рынок АСУЗ: подводим итоги 2010 года

Российский рынок автоматизации зданий относительно молод, и сценарий его дальнейшего развития во многом зависит от того, какие усилия готовы приложить для этого существующие игроки. Исследование, проведенное CNews Analytics, позволяет зафиксировать текущие показатели развития рынка АСУЗ и обозначить наиболее острые проблемы, стоящие как перед поставщиками оборудования, так и перед интеграторами.

В 2009 г. CNews Analytics был проведен опрос, результаты которого позволили оценить объем рынка домашней и коммерческой автоматизации зданий в 2008 году, сегментировать его по технологиям и направлениям, а также по стоимости проектов. В 2010 году, вместе с открытием на портале CNews специального раздела, посвященного направлениям "умный" дом и автоматизация зданий, проведение подобных исследований было продолжено.

Как развивается рынок АСУЗ

В этот раз исследование охватило все сегменты рынка: к изучаемым ранее сферам домашней и коммерческой автоматизации была добавлена такая обширная область, как промышленная автоматизация. Таким образом, по оценкам экспертов по состоянию на 4 квартал 2010 г. суммарный объем рынка АСУЗ составляет $1000-1150 млн. При этом на долю промышленной автоматизации приходится 78% рынка, домашней 13% и коммерческой 9%.

Сегментация рынка автоматизации зданий, 4 кв. 2010


Источник: CNews Analytics, 2010

Необходимо отметить, что полученное распределение и общая оценка объема рынка носят приблизительный характер: представители многих компаний, хорошо зная свой сегмент, достаточно слабо информированы о рынке автоматизации зданий в целом. Кроме того, при реализации проектов и поставках оборудования достаточно сложно провести строгое разграничение между секторами. Например, контроллер, выпускаемый для управления вентиляционной установкой, может использоваться и в офисном помещении, и в загородном коттедже, и на складе производственного здания. "Умные" выключатели можно поставить и в частном доме, и в номере гостиницы. И таких примеров множество, что во многом объясняет доминирование сегмента промышленной автоматизации на рынке АСУЗ.

Нельзя забывать о том, что в проектах "умного" дома существенная часть затрат приходится на организацию домашнего кинотеатра, аудио- или видео-мультирума. Поэтому некоторые инсталляторы также причисляют такие работы к автоматизации здания.

Не совсем понятно, к какому сегменту автоматизации относить проекты в сфере ЖКХ, в частности, системы учета ресурсов (АСУР) и оборудование, которое выпускается и устанавливается в этих системах. Несмотря на то, что пока объем этого сектора весьма незначителен, в будущем эксперты предрекают ему весьма интенсивное развитие.

Структура продаж и территориальное распределение

Структура продаж оборудования и проектов автоматизации зданий во многом зависит от того, в каком сегменте они происходят. Например, рынок домашней автоматизации на 65% формируют продажи через посредников. Во многом это обусловлено тем, что все производители работают на этом рынке через партнеров или дилерскую сеть. Однако, доля прямых продаж довольно значительна и составляет 35%.

Структура продаж на рынке домашней автоматизации, 4 кв. 2010


Источник: CNews Analytics, 2010

Продажи АСУЗ в коммерческом сегменте осуществляются через посредников в 76% случаев. Застройщики часто решают многие вопросы автоматизации зданий самостоятельно, закупают инженерное оборудование с локальной автоматикой, и лишь потом прибегают к услугам компаний-интеграторов, которым приходится предлагать решения в достаточно жестких условиях.

Структура продаж на рынке коммерческой автоматизации, 4 кв. 2010


Источник: CNews Analytics, 2010

Кроме того, российский рынок продаж оборудования и проектов автоматизации зданий остается крайне закрытым, поэтому, по словам одного из респондентов, "продажи легче всего идут через посредников - друзей, дружественные компании, личные связи".

Большинство опрошенных респондентов признает, что наиболее развитым в настоящее время является рынок автоматизации зданий московского региона (48%). За российской столицей с большим отставанием следуют города - миллионники (23%) и Санкт-Петербург (20%). На долю остальных регионов приходится лишь 9% отечественного рынка АСУЗ.

Структура рынка автоматизации зданий по территориям, 4 кв. 2010


Источник: CNews Analytics, 2010

Необходимо отметить, что доля двух столиц в бизнесе компаний, специализирующихся на промышленной автоматизации и предлагающих недорогое оборудование, существенно ниже, чем в среднем по отрасли.

Проблемы и конкурентность рынка АСУЗ

Как на любом развивающемся рынке, в сфере автоматизации зданий существует целый ряд сложностей и проблем. Большинство опрошенных отметили экономические препятствия, такие как неготовность инвесторов вкладывать средства в проекты и достаточно долгий срок их окупаемости (5 лет), остаточный принцип финансирования автоматизации инженерных систем зданий и наличие многочисленных посредников, а также недостаток ресурсов у самих компаний для активного продвижения этого направления.

К числу маркетинговых сложностей продвижения АСУЗ респонденты отнесли низкую осведомленность заказчиков - потенциальных пользователей, дизайнеров и архитекторов - о преимуществах и возможностях автоматизации зданий, стереотипы о сложности и высокой стоимости систем. Почти все опрошенные представители компаний отмечают, что "сложно достучаться" до клиента.

Третья группа проблем связана с недостаточной квалификацией специалистов в области АСУЗ как со стороны заказчика, так и со стороны интегратора. К числу высокопрофессиональных участники исследования отнесли лишь около 50% существующих в настоящее время игроков рынка. Низкая компетенция специалистов не позволяет им правильно ориентироваться в современных решениях, грамотно формировать техническое задание на АСУЗ и, в конечном счете, приводит к желанию упростить или совсем отказаться от автоматизации.

Необходимо отметить, что никто из респондентов не указал в числе основных сложностей и проблем рынка автоматизации зданий высокую конкуренцию. Более того, большинство опрошенных (37%) оценивает ее уровень как средний, в особенности в сегменте домашней автоматизации.

Уровень конкуренции на рынке автоматизации зданий, 4 кв. 2010


Источник: CNews Analytics, 2010

Интересно, что в регионах, где реализуется значительно меньше проектов, конкуренция жестче, чем в Москве. Кроме того, производители и дистрибьюторы оборудования в целом оценивают конкурентность рынка АСУЗ выше, чем интеграторы. По мнению одного из респондентов, "всем нравится низкая цена. Возможность купить достаточно дешевые устройства на рынке имеется, поэтому конкуренция, с одной стороны, очень жесткая. Но с другой стороны, имеет место неадекватная оценка оборудования, при которой сравниваются устройства различных классов и областей применения".

Как стимулировать развитие рынка АСУЗ?

Участники рынка обозначили целый ряд задач, которые необходимо решить для того, чтобы российский рынок автоматизации зданий развивался более интенсивно. Все согласились с тем, что следует активнее проводить маркетинговые и PR-мероприятия, ориентированные на продвижение идей и технологий автоматизации зданий: подробно рассказывать об успешных проектах, на примере конкретных цифр демонстрировать эффективность внедрения современных технологий, организовывать шоу-румы систем домашней автоматизации, проводить исследования рынка, предлагать готовые типовые решения и снижать цены на оборудование. Следует ориентировать информационные материалы на новое поколение частных застройщиков – любителей Hi-Tech, наладить плотное сотрудничество с архитектурными и интерьерными компаниями как с проводниками современных идей и технологий, непосредственно общающимися с заказчиками.

Участники опроса отмечают, что внедрение обязательной системы сервисного обслуживания АСУЗ позволило бы избежать негативных откликов клиентов, которые столкнулись с тем, что их объекты оказались брошены после завершения проекта. Кроме того, российское законодательство нуждается в серьезной доработке, направленной на продвижение технологий АСУЗ.

К сожалению, игроки рынка пока не видят консолидирующих сил, способных организовать решение этих задач. Респонденты отмечают, что российские ассоциации (профессиональные объединения) предназначены для узкого круга специалистов, и их деятельность не оказывает существенного влияния на поведение заказчика. Положительных отзывов удостоились лишь два специализированных информационных ресурса – форум на сайте abok.ru и сайт организации AVclub.

Владимир Пасеков




Информация с сайта: http://pda.cnews.ru/reviews/index.shtml?2010/12/16/420354_1

Возврат к списку