Круглый стол «Подготовка и переподготовка специалистов в области промышленной автоматизации»
Дата проведения: 10 октября 2012 г.
Ведущий: д.т.н., профессор, заведующий кафедрой «Компьютерные системы управления» МГТУ «Станкин» Мартинов Г.М.
Мартинов Г.М.
Традиционно конференцию «Автоматизация машиностроительных предприятий России: состояние, проблемы, тенденции развития» на выставке «ПТА» мы завершаем круглым столом. В этом году его тема - подготовка и переподготовка специалистов в области промышленной автоматизации.
Я хочу представить участников круглого стола:
- Кудинов Александр Сергеевич - Technical consultant Siemens Moscow I DT MC MT
- Татаринцева Александра - Инженер по приводной технике и контроллерам ЗАО «Сервотехника»
- Красуцкий Владимир Алексеевич - Директор по маркетингу и продажам ЗАО «Сервотехника»
- Кабаков Игорь Анатольевич - Руководитель отдела промышленной автоматизации ООО «Бош Рексрот»
- Кутьев Анатолий Павлович - компания ООО «ХАЙДЕНХАЙН»
- Нежметдинов Рамиль Амирович - Ведущий специалист Государственного Инжинирингова Центра МГТУ «СТАНКИН»
- Швецов Дмитрий Петрович - Руководитель технического отдела компания «ПРОСОФТ»
Заявленная тема очень актуальна. Предполагается запуск программ на федеральном уровне. На прошлой неделе состоялось специальное совещание в МГТУ «Станкин» по вопросу подготовки специалистов, которое провела агент по стратегическим исследованиям. На нем присутствовали представители платных курсов «Эмбитурпауэр», эстонских и других университетов, крупнейших заказчиков (например, вертолетные заводы) и других крупных фирм. Также совещание посетили представители Министерства образования и Министерства промышленности и торговли. Состоялась интересная дискуссия. И я считаю, что долго ждать результатов этой встречи не придется.
Тем не менее, давайте посмотрим, что сегодня происходит в вузах, на предприятиях, в фирмах, которые нам поставляют продукцию для промышленной автоматизации. В рамках первого вопроса участники представят свою компанию в контексте интереса к молодым кадрам, потребности в технических специалистов по направлению промышленной автоматизации. И начнем мы с компании «Сервотехника».
Татаринцева А.
«Сервотехника» является многопрофильной промышленной компанией, которая специализируется на поставке широкой номенклатуры мехатронных компонентов, а также на реализации проектов различной сложности для разных отраслей промышленности. Основная задача компании − высокое качество обслуживания клиентов. Это и техническая поддержка по подбору оборудования и комплектующих, и сервисный центр для решения задач и обслуживания клиентов. Конечно, для этого необходимо иметь в компании квалифицированных специалистов, которые формируются из молодых кадров и обладают соответствующим уровнем профильного образования.
Основным направлением деятельности компании «Сервотехника», помимо продажи серво- и мехатронных компонентов, является разработка и продажа собственной продукции: интегрированных сервоприводов СПША, сервопривода СПС, системы ЧПУ «СервоКон» и модулей линейного перемещения, а также различных проектов по техническому заданию заказчика. Для лучшего понимания сферы деятельности, которой занимается компания, хотела немного рассказать о нашей продукции. Это преобразователи частоты разных производителей, двигатели, системы линейных перемещений, датчики, системы ЧПУ, гибкие кабель-каналы, панели управления, контроллеры и т.д.
Кабаков И.А.
Я представляю компанию «Бош Рексрот». Это один из ведущих производителей оборудования и решений в области промышленной автоматизации. Наша компания в Российской Федерации локально представлена с 2001 года. Всё последнее время мы активно растем не только в количественном выражении, в плане штата сотрудников, но точно также и в плане глубины и степени сложности задач, которые наша компания перед собой ставит и достаточно успешно их решает.
Одной из основной наших миссий является внедрение и предоставление современных технологий для отечественных машиностроительных предприятий в различных областях: пищевой, упаковочной, машиностроительной. Это требует соответствующего уровня квалификации персонала. Наша компания видит в этом вопрос, разделенный на две части. Первая - это повышение квалификации персонала, который призван внедрять данное оборудование, то есть наших заказчиков, конечных клиентов, ОЕМ-производителей. Вторая – это повышение квалификации наших сотрудников либо наших будущих сотрудников. И для этих двух направлений у нас имеется ряд программ и мероприятий, которые мы ежегодно внедряем, совершенствуем и развиваем.
Кутьев А.П.
Вопрос поставлен четко, в контексте интереса к молодым кадрам и техническим специалистам в области промышленной автоматизации. Сначала я думал, что речь пойдет исключительно о наших внутренних потребностях. Совсем недавно мы закрыли три вакансии, и теперь в нашей небольшой фирме работает 10 человек. В ближайшее время - полгода, новых вакансий открыто не будет.
В плане общения с конечными заказчиками или ОЕМ-производителями. Мы готовы сотрудничать, не только предоставляя наше оборудование, но и проводя обучение, рассказывая и демонстрируя продукцию и т.д. Мы проводим обучение непосредственно у себя, поскольку, если речь идет о системе ЧПУ и ее внедрении или оптимизации, то обучать надо в сервис-центрах компаний, как делают наши коллеги из «Бош Рексрот» и «Сименс». Мы готовы сотрудничать с фирмами - конечными заказчиками, которые часто посылают на подобное обучение именно молодых специалистов. Они понимают, что будущее за ними.
Поэтому учитесь лучше, ваша оценка – это показатель, по которому ориентируется работодатель при приеме вас на работу. Когда вы будете трудоустраиваться, то вам не нужно будет переучиваться. Те оценки, которые вы покажете в своем аттестате, и те знания, какими блеснете на собеседовании, будут иметь важное значение при приеме на работу. И самое главное, не забывайте, что не только вас выбирают, но и вы выбираете, если речь идет о молодых кадрах.
Нежметдинов Р.А.
Я представляю Московский государственный технологический университет «СТАНКИН» и его подразделение − государственный инжиниринговый центр. Университет существует более 80 лет, а наша основная деятельность – подготовка специалистов, поэтому тема круглого стола имеет прямое отношение к нам. в связи с этим, считаю нужным сказать о тенденциях, которые наметились в нашем вузе, а также и в государственной политике в сфереподготовкои переподготовки специалистов.
Первая тенденция - это создание непрерывной системы образования, которая охватывает стадии от школы до выпуска высококвалифицированных специалистов, в том числе дляРоссийской академии наук. Эта тенденция продиктована как государственными требованиями, так и частными заказчиками, которые ждут выпускников университетов. В связи с этой тенденцией в рамках МГТУ «СТАНКИН» создается целый кластер непрерывного образования. В него будет входить центр дополнительной подготовки школьников, где, начиная со средней школы, юноши и девушки будут приобщаться к инженерному образованию. Данная работа в нашем университете финансируется Правительством Москвы.
На базе МГТУ «СТАНКИН» планируется открытие научно-учебно-производственного Центра по отечественным обучающим комплексам для высокотехнологичного оборудования с ЧПУ. В этой области наш университет занимает ведущее место. Если говорить о государственно-инжиниринговом центре, то это серьезная площадка, которая включает в себя много направлений промышленности, как в сфере автоматизации, так и в других областях. Студенты, которые учатся в СТАНКИНе, могут проходить здесь практику и видеть, как работает реальное производство. Лучших из них мы привлекаем на последних курсах к серьезным проектным работам, которые связаны с госзаказами. После защиты дипломных работ мы стараемся оставить самых лучших студентов в нашем университете, предоставить им работу, а потом − пожинаем плоды того, что посеяли.
Кудинов А.С.
Я представляю компанию «Сименс». В России мы работаем около 160 лет. Уходили с этого рынка только один раз, в то время, о котором Вы наверняка знаете. Я представляю здесь Департамент промышленных приводов, который занимается решениями в области автоматизации процессов, процессов обработки и робототехники.
Общее количество сотрудников «Сименс» - около трех тысяч человек. В Москве наш головной офис расположен у ст. м. «Новокузнецкая», а технический центр − на Дубининской улице. В этом центре сосредоточены инженеры, сервисный отдел, центр обучения, а в головном работают коллеги из других отделов, департаментов, направлений. С приобретением компании «Юниграфикс» и группы других дочерних предприятий мы получили возможность поддерживать полный цикл производства, начиная от идеи и заканчивая уже конечным продуктом. То есть у нас в данном случае есть и опыт, и знание, и компетенция во всех областях производства, начиная от А до Я.
Швецов Д.П.
Я представляю компанию «ПРОСОФТ». Мы существуем 20 лет на рынке. Это, конечно, более молодой возраст, чем у «Сименс», а с другой стороны, мы предлагаем около 60 основных брендов, есть еще и прочие. Поскольку мы общаемся от первого лица с этими компаниями, то у них есть соответствующие программы для учебных заведений. Это конференции с интересными моментами в области оборудования, софтверных решений, и т.д. Таким образом, это хорошая площадка для вашего начала вашей карьеры, в том числе и написания дипломов.
И еще важный момент – это функциональный рост. Каждый думает по окончании учебного заведения «стартовать». Я вам советую делать это уже сейчас, не дожидаясь завершения. Потому что мы не ждем готовых специалистов без опыта, мы думаем о том, чтобы вырастить их.
Это наше принципиальное, политическое отличие от остальных. Есть бизнес-центры, которые выращивают специалистов, но мы смотрим на это шире. На рынке автоматизации компания «ПРОСОФТ» достаточно хорошо представлена, наша команда - мощная, структура холдинга очень большая. У нас есть свой собственный внутренний учебный центр, где мы представляем бренды наших коллег. У нас очень мощная команда, специалисты работают в компании более 10 лет, поэтому опыт накоплен колоссальный.
Мартинов Г.М.
Сегодня на нашем мероприятии мы видим много студентов, которых несомненно, интересует вопрос: какие специалисты интересны современным предприятиям, с каким набором знаний, компетенций и способностей должны они выйти выйти из вуза, чтобы быть интересными работодателям? В связи с этим хотелось бы выяснить у представителей фирм, каковы - современные запросы к уровню подготовки молодых специалистов.
Швецов Д.П.
На мой взгляд, московские вузы выпускают довольно «сырых» специалистов, поэтому мы готовы вкладываться в студентов сами. Более того, есть мотивационные программы, по которым можно выстроить будущие инвестиции. Я прекрасно понимаю, что готовых специалистов узкой направленности получить особенно сложно. Нас по-прежнему учат по системе буквы «Т», не в обиду нашему преподавательскому корпусу. Есть отдельные энтузиасты, которые достаточно хорошо преподают и правильно учат, но общую тенденцию вы сами понимаете - обо всем по чуть-чуть и практически ничего о главном. Мы можем сориентировать на тот спектр брендов, который охватывает практически все интересы автоматизации. В этой области наша компания может хорошо просвещать.
Второй момент. Бизнес-практика присутствует в наших планах, потому что разговаривать с заказчиком неопытному человеку - это определенный риск. Мы для того и есть, чтобы вас научить, как это делать правильно, и готовы в это вкладывать средства. Это серьезная, большая работа души. Поймите правильно, можно обладать общими познаниями в технологиях, но абсолютно ни в чем не разбираться. Опять-таки мы не говорим таким людям «нет», потому что если у человека за душой есть хоть что-то, а самое главное - есть желание, то мы это обязательно превратим в нечто хорошее. В качественный инструмент по зарабатыванию денег, по общению с клиентами. Может быть, из вас выйдут хорошие политики, если вы ошиблись профессией, но, тем не менее, важен подход, как говорят коллеги физико-математического направления. Если вы нашли правильный подход, то успех будет сопутствовать, начиная от диалога и заканчивая конкретно продажами.
Кудинов А.С.
Готовые молодые специалисты - это, наверное, фантастика. В связи с тем, что техника и технологии меняются очень быстро, наша компания имеет ряд программ. Одна из них - поиск уже грамотных людей, которые заинтересованы в дальнейшем развитии карьеры, знаний, начиная со школы. Есть программы для школьного возраста 10-11 классов, а также много программ именно для институтов. Только вчера я был на одном мероприятии, где различные департаменты, такие как наш, постоянно находятся в поиске специалистов. Мы ищем людей ответственных, которые хотят чего-то понять, достичь, добиться в этой жизни, и, конечно людей, которым интересно жить этим процессом, интересоваться, развиваться как специалисту.
Татаринцева А.
Если говорить о требованиях к уровню подготовки молодых специалистов − конечно же, хочется получить специалиста с профильным образованием. Потому что в университете дается хорошая база, с тем чтобы человек в будущем мог иметь основу для дальнейшего приобретения знаний. Самое главное, согласна с моим коллегой, − важно иметь стремление эти знания получать. Когда молодой специалист приходит в компанию «Сервотехника», ему дается время на то, чтобы освоиться, так как все понимают, что его работа и те направления, которые возлагаются на его плечи, дадут то, что в итоге мы хотим получить. Поэтому ему дается время, чтобы он мог внимательно все изучить, полностью погрузиться в рабочий процесс. Мы предлагаем студентам пройти практику в компании, получить какие-то знания и навыки по работе с конкретным оборудованием и решению определенных задач.
Красуцкий В.А.
Так получается, что мы все склоняемся в одну сторону - рекламируем свои компании. Это нормально, это, собственно, наша работа. Но хотелось бы чуть-чуть конкретизировать, потому что я представляю еще и отдел продаж нашей компании.
Если мы говорим о проблемах самореализации молодых специалистов, то они действительно есть. Мы рады быть причастными к тому, что предлагаем им подобную работу. Тем самым мы уже причастны к развитию рынка, хотя бы в том, что люди помогаем квалифцированным специалистам оставаться в своей профессии. А это уже большая польза. Все мы знаем итоги 90-х годов, когда очень большая часть специалистов по промышленной автоматизации не смогла работать по профессии. Сегодня ситуация чуть выравнивается. Профессия действительно становится высокооплачиваемой и престижной, и уже существует вторая проблема - отток кадров в сфере промышленной автоматизации. Стажировка у нас всегда открыта, у кого-то она плавно перетекает в карьерный рост.
Сегодня рынок диктует определенные требования к компаниям. Компания «Сервотехника» - это некий исторический индикатор промышленного рынка в России. 12 лет мы «держим» линейку в несколько тысяч компонентов и стараемся удовлетворить спрос практически любого потребителя в сфере промышленной автоматизации. Естественно, мы не можем работать со всеми брендами, представленными на рынке. Но выборочно наши клиенты подсказали, с чем надо работать, и мы стараемся держать курс на это направление.
Если говорить о стажировке студентов, то было правильное замечание предыдущих выступающих о том, что нужно хорошо учиться. Человек ответственный и учиться должен хорошо. Чудес не бывает - безответственно относящийся к учебе, такой же и в работе. Такое требование к кандидатам, как знание языка, сегодня вполне обоснованно. Мы выдвигаем требования к кандидату на должность менеджера по продажам – высшее техническое образование и владение английским. Не стоит принижать и профессию продавца, ведь во многих компаниях она звучит как инженер по продажам. Грань весьма тонкая между продажами и инжинирингом, очень часто инженерам приходится выступать в роли «промоушена» проекта, рассказывать про него. Это и есть продажи. Продавец, который торгует компонентами, обладая высшим техническим образованием и знаниями в сфере инжиниринговых проектов, имеет все шансы переходить из отдела в отдел. Такая сегодня тенденция.
Кабаков И.А.
Я частично соглашусь с коллегами по поводу уровня подготовки, но не буду драматизировать ситуацию и попытаюсь указать на основное отличие. Мы считаем, что основной проблемой является разрыв между теоретической и прикладной частью. Теоретические знания, которые дают наши технические школы, достаточно хорошие, обстоятельные и широкие. Что касается практической части, применительно к тем задачам, которые требуется решать с использованием этих знаний, то здесь требования зачастую не выполняются.
В связи с этим мы разделяем два основных направления подготовки специалистов, которых мы видим в дальнейшем своими сотрудниками. Например, одна из последних программ, запускаемая со следующего года, − объявление конкурса для специалистов выпускных курсов по разработке систем на основе передовых компонентов, выпускаемых нашей компанией. В ее рамках нескольким группам студентов будет предложено выполнить определенный проект с техническим заданием, и, в зависимости от результатов победители конкурса смогут занять вакантные должности в нашей компании. Это способ трудоустроиться на ту работу, которую они смогут оценить во время выполнения этого задания.
Для повышения квалификации специалистов, которых мы видим своими конечными заказчиками, потребителями оборудования, проводится регулярное обучение. В нашей компании есть отдельное подразделение – академия, ориентированная как на специалистов отдела продаж, так и на пользователей оборудования, которые будут заниматься его внедрением, инжинирингом либо обслуживанием. Эти программы мы регулярно предлагаем и расширяем по линейке. На следующий год запланированы новые программы, в том числе и по электроприводам, по системам управления. Уже наработана очень широкая база по дидактике по гидравлическому оборудованию, по гидравлическому приводу. В дальнейшем мы намерены расширять эти программы, то есть мы не ждем, что кто-то для нас подготовит специалистов требуемой квалификации и направления, а сами вкладываем ресурсы и инвестиции в них с максимальной эффективностью.
Кутьев А.П.
С моей точки зрения специалист должен быть вменяемым, готовым развиваться, иметь знания по иностранному языку. Что касается нынешней ситуации, я думаю, что ребята, которые будут выпускаться сейчас или в ближайшие 5 лет, находятся в очень хорошем положении. Потому что дефицит хороших кадров налицо. В Москве − особенно, и в моногородах тоже. По зарплате в области станкостроения, если говорить именно о Москве, наблюдается определенный подъем, в то время, как классных специалистов не достаточно. Если специалист появляется, то его сразу же кто-то забирает.
Современные требования - это одно, а то, что имеется сейчас на рынке, - это несколько другое. Я считаю, что молодой специалист в этом отношении находится в выгодной ситуации. Всем нужны новые люди, и тот, кто выбирает, хочет получить заинтересованных, готовых развиваться.
Нежметдинов Р.А.
Приятно заметить, что во всех компаниях, представленные за этим столом, работали, работают и будут работать выпускники нашего института. Это факт.
Так как мы являемся учебным заведением, могу сказать, что мы не только учим студентов, но и учимся у них. Наши учебные программы из года в год обновляются, мы меняемся, и каждый год предоставляем все новые и новые знания для наших студентов.
Ну и самое главное, в отношении требований. Мы являемся не только учебной площадкой, но и разработчиками систем управления автоматизации, как по государственным заказам, так и по заказам от частных предприятий. Соответственно, мы готовим кадры, прежде всего, для самих себя. Поэтому мы предъявляем к нашим учебным программам и к студентам требования в том числе, и как работодатели. Нашими партнерами в промышленной автоматизации являются крупные предприятия и институты Российской академии наук. Они также участвют в формировании теоретической базы для наших проектов. Все их требования нам известны, и мы, исходя из этого, строим учебный процесс.
Важный критерий, по которому оценивается наша работа – трудоустройство выпускников. Согласно мониторингу, за последние 3-5 лет более 70% наших выпускников работают по специальности, которую они получили. Это хорошая тенденция, я надеюсь, что она продолжится.
Мартинов Г.М.
Несомненно, реализация оборудования потребителям - это важная сфера. Нас , как образовательное учреждение интересуют партнерские программы с вузами? Расскажите, пожалуйста, участвуют ли ли ваши организации в партнерских программах с вузами? Используется ли ваша производственная площадка для подготовки специалистов?
Швецов Д.П.
Мы не можем похвастаться такой большой технологической площадкой, как партнеры. Тем не менее, в нашем холдинге есть реальное производство, где нужны определенные знания по схемотехнике. Первые шаги молодые специалисты могут начинать оттуда. У большинства наших поставщиков оборудования есть специализированные программы, софтверные и аппаратные платформы для вузов. Это англоязычные компании, поэтому обучение на первой стадии проходит на русском языке, а все остальное - на английском.
Коллеги говорили, что знания иностранного языка сейчас нужно, как воздух. Иначе мы не сможем общаться, понимать наших иностранных поставщиков и партнеров. Фактически они - носители хороших высоких технологий. Не хочу обидеть нашу науку, но тем не менее, для того чтобы ее реализовать, надо вкладывать свои силы в развитие оборудования для передовых технологий, которые есть на Западе.
Второй момент. По определенному стечению обстоятельств, мы формируем ряд специальных программ, не ориентированных на конкретные бизнес-проекты. Если говорить откровенно, мы хотим использовать начинающих специалистов в своем бизнесе для того, чтобы вы что-то сделали, пусть и не высоко квалифицированно.
Мы вас научим, как правильно понимать физические процессы, потому что любому клиенту не нужна простая «железяка». Ему нужно рассказать, как ее применить, но большинство компаний переадресуют клиентов на свои сайты.
Сейчас идет Нобелевская неделя. Вы уже видели, кого награждали. К сожалению, пока не наших ребят, хотя они и стояли у основ этих теорий, которые так высоко оценены. Но практическая реализация произошла не у нас. Этот пробел надо обязательно ликвидировать. Не буду обещать золотые горы, это реальная жизнь. Можно наобещать многое, как в предвыборной программе, а сделать потом только половину или совсем ничего. Мы этого делать не будем.
Мы можем вложиться в вас, помочь в каком-то смысле, но нужно и от вас соответствующее желание. Не как у Маяковского - «…пусть меня научат». Эти времена прошли. Поэтому добро пожаловать, оборудование и программы у нас есть, и соответственно от вас хочется получить посильное содействие.
Мартинов Г.М.
Такое отношение к молодым специалистам, или к тем кто на этом пути можно только приветствовать. У мен к Вам практиический вопрос: можем ли мы направить к вам студентов для прохожднения практики?
Швецов Д.П.
Легко. Вопрос только в том, как это будет организовано.
Мартинов Г.М.
Практика – это специальная дисциплина, часть учебного процесса, и она должна быть организована в соответствии с правилами учебного процесса. Мы имеем положительный опыт организации производственной и преддипломной практики на «Сервотехника».
Швецов Д.П.
Думаю возможно согласование этих вопросов и организация прохождения практики на нашем предприятии.
Мартинов
Спасибо. Слово компании «Сименс».
Кудинов А.С.
Мы сотрудничаем с вузами по всей территории страны. Это сотрудничество имеет разные формы и направления. Обычно это выглядит таким образом: у нас есть программное обеспечение, которое вы можете скачать с нашего сайта. Это 60-дневная полная русифицированная версия с учебниками и инструкцией на русском языке. Есть бесплатное программное обеспечение, но оно, скажем так, для школьников, или людей, которые не знают, что такое станок и как с ним обращаться. Есть программное обеспечение, где можно посмотреть базы, увидеть, как работает станок, и также есть базовый учебник.
Следующий софт - это Синутрейн, который можете скачать с нашего сайта. Он представляет порядка 8 станков различной конфигурации. Вы тоже можете создавать свои станки. Что касается более сложного оборудования - это определенные стойки, «чемоданы», в которых есть «живая» техника. Их можно настроить, сконфигурировать и узнать, как работают те или иные процессы. Как я уже сказал, у нас есть технический центр в Москве, где мы производим подготовку специалистов со всей страны. Есть полный цикл подготовки к работе с различным оборудованием, начиная от контроллеров, определенных датчиков и заканчивая системами ЧПУ, включая ввод в эксплуатацию, настройку, программирование, технологические аспекты, пятиосевая обработка.
Татаринцева А.
Компания «Сервотехника» также сотрудничает со многими российскими вузами. В рамках конференции я рассказывала о проекте, который мы разработали для строительного университета. К нам обращаются разные институты, в том числе региональные, для того чтобы мы изготовили для них необходимое учебное или лабораторное оборудование, по которому в дальнейшем будут обучать студентов. Связи с МГТУ «СТАНКИН» у нас давние, дружественные и широкие. На двух его кафедрах − компьютерых систем управления и робототехники и мехатроники − широко представлено наше оборудование. Часто студенты этих кафедр проходят у нас производственную практику, и некоторые ребята, если хорошо себя зарекомендуют, остаются потом работать. К стати, именно таким был и мой приход в эту компанию.
Кабаков И.А.
Нашим отделом дидактики подготовлен целый ряд различных демонстрационных стендов, которые используются в обучении. Это и стенды по определенным технологиям, мультитехнологические стенды, в которых объединено оборудование для различных технологий. Они уже получаются наиболее приближенными к реальным образцам промышленного оборудования. По данному оборудованию существуют специальные программы и специальные цены. В некоторых случаях это может быть бесплатно, но, как правило, такие программы согласовываются предварительно.
По поводу прохождения будущими специалистами практики на производственных полигонах. На территории РФпроизводство группы «Бош» имеются, конкретно компания «Бош Рексрот» на текущий момент отсутствует. Поэтому отсюда и вытекает вопрос, что здесь ограничено? Насколько мне известно, такое сотрудничество , допустим, на территории ряда европейских стран проходит достаточно активно. Молодые специалисты выполняют не просто дипломные работы, а разработки, которые в дальнейшем не только превращаются в определенную работу, но и реализуются в готовых продуктах и в дальнейшем их развитии.
По поводу привлечения молодых специалистов. У нас ежегодно набирается определенное количество сотрудников, молодых специалистов, которые проходят практику. И тоже достаточно много случаев, когда эти специалисты не просто успешно проходят практику, но и потом становятся сотрудниками нашей компании.
Кутьев А.П.
Мне кажется, это самый простой вопрос для всех участников круглого стола. Любая нормальная фирма, которая хочет получить результат через 5-10 лет, будет сотрудничать с высшими учебными заведениями. Потому что инвестиции, сделанные сегодня, окупятся через 5 и более лет. Когда человек из вуза наконец-то придет на предприятие и скажет, что умеет работать только со стойкой Сименс. Это абсолютно нормальная практика. Я уверен, что такой подход есть у всех иностранных фирм, даже у российских, и у нас в том числе. Мы открыты к общению с любым вузом - это и московские вузы, и питерские. Можно назвать около 10 городов, с которыми мы сотрудничаем в плане предоставления «софта» и «железа». Обучаем там учителей, для того чтобы они потом трансформировали полученные знания на студентов. Мне кажется, очень важно не просто передать оборудование, но и научить нашему подходу. Дальше преподаватели могут трансформировать этот подход, дополнять технологиями и прочими инструментами.
У нас есть свой учебный центр, куда раз в месяц приходят люди, чтобы повышать свою квалификацию. Сейчас самые востребованные курсы - это сервисное обучение. Есть курсы по интенсивному программированию, предназначенные для того, чтобы «человек не боялся нажимать на кнопки». Но большинство таких «легких» курсов мы предпочитаем вести для наших заказчиков через партнеров по обучению.
Мартинов Г.М.
Спасибо. Добавлю, что у нас с «ХАЙДЕНХАЙН» сложилась достаточно хорошая традиция. Их специалисты проводят несколько мастер-классов в месяц на нашей площадке, как правило, это практические занятия. У нас также есть оборудование «Сименс» и «Бош Рексрот». Для нас было бы очень интересно, если бы и другие компании тоже заинтересовались таким почином – проведение мастер-классов по работе на оборудовании, выпущенными их фирмами.
Нежметдинов Р.А.
Георгий Мартинович уже сказал, что мы используем различное оборудование в нашем учебном процессе, в том числе и оборудование предстваленных здесь фирм. Это одно из наших направлений.
Если говорить о том, что мы делаем для других вузов и прочих учебных организаций, то это еще один большой пласт работы. Наша кафедра и институт являются ведущими в России в области автоматизации промышленных предприятий. Методиками нашего университета пользуются другие вузы. Поэтому у нас разрабатывается большое количество учебно-методических комплексов и программ, по которым они работают. Здесь, на выставке, была представлена наша учебно-методическая литература, которую, к стари, уже разобрали, хотя она была демонстрационная. Это говорит о том, что она пользуется очень большой популярностью. Через Интернет к нам обращаются по вопросу приобретения такого рода продукции.
Кроме того, у нас есть учебные комплексы по автоматизации и по работе с системами числового программного обеспечения. Эти так называемые обучающие стокеры или обучающие стенды разрабатываются у нас в институте и распространяются как по высшим учебным заведениям, так и по среднетехническим, в которых ведется подготовка специалистов в области автоматизации.
Мартинов Г.М.
Я немного дополню. В МГТУ «СТАНКИН» инжиниринговый центр создавался как центр общего пользования. В этом центре, ведется подготовка и переподготовка специалистов, магистров, аспирантов, тех, кто имеет базовый уровень технического образования, но обеспечения необходимого уровня своих исследований нуждается в высокотехнологичном оборудовании и качественном оснащении работ.
Наш инжиниринговый центр используется для совместных с предприятиями разработок новых технологий, поскольку в рамках федеральной программы он оснащен оборудованием, которое нельзя просто так найти в России. Оно уникально. Это и измерительная техника и механообрабатывающее оборудование. Уникально именно оборудование - демонстрационное или то, которое было сделано для разработки технологий. Таким образом, это центр, в рамках которого все заводы и производства могут совместно с МГТУ «СТАНКИН» создавать новые технологии, воплощать новые прогрессивные идеи.
Сейчас мы обратимся к залу. Я думаю, что у вас есть вопросы.
Слушатель 1
Я студент Колледжа автоматизации информационных технологий № 20, г. Москва. Мой вопрос о прохождении практики. На третьем курсе она начинается в феврале и хотелось бы задать вопрос представителям компаний «ПРОСОФТ» и «Сименс». Возможно ли у вас прохождение практики студентам колледжа, а не института?
Швецов Д.П.
Для нас это не имеет значения. И в том, и в другом учебном заведении «заряжают» знаниями.
Слушатель 2
Я могу сказать, что «знаниями заряжают» - высказывание весьма поверхностно. Кто-то уже говорил, что практикой они не подкрепляются. То есть мне объясняют, что такое контроллер, но руками я его «не щупал».
Швецов Д.П.
«Пощупаете» по полной программе. Будете «заливать» проектор, писать верхний уровень, делать проект.
Кудинов А.С.
Стоит уточнить некоторые обстоятельства. Мы занимаемся продажами оборудования, технической и сервисной поддержкой. Обычно мы не участвуем в таких проектах, которыми занимаются сетевые интеграторы и другие компании. То есть надо учитывать, какую практику вы хотите. Мы занимаемся только узкой направленностью специальности.
Мартинов Г.М.
Я хотел бы предостеречь наших студентов. Договориться и пройти практику, например, в «ПРОСОФТ» или «Сименс» - это еще не все. Это будет частная договоренность, которая пока не имеет ничего общего с учебным процессом. Она должна быть согласована с кафедрой, организующей практику, программа практики соответсовала с вашей программой обучения.
Слушатель 3
Елена, студентка МГТУ «СТАНКИН». По поводу инжинирингового центра МГТУ «СТАНКИН»". Круг работающих там аспирантов широкий или это тоже сложный и поэтапный отбор?
Нежметдинов Р.А.
Все студенты нашего университета имеют возможность посмотреть и узнать, как там все работает. Если вы имеете в виду реальную работу и участие в проектах, то, конечно, здесь идет отбор. Количество мест, где мы можем использовать студентов, у нас ограничено, поэтому есть конкурсный отбор для участия в реальном проекте. Но, я думаю, человек заинтересованный приложит максимум усилий к этому. Ему нужно просто определиться, в какой области его интерес, и постараться проявить себя в этом направлении в процессе учебы.
Слушатель 4
Студент 4-го курса, МГТУ «СТАНКИН». Вопрос к представителям фирм «Бош Рексрот» и «Сименс». Есть ли у вас такая практика, когда человек проходит стажировку за границей? Есть ли у вас программы повышения квалификации?
Кабаков И.А.
Да, у нас такая программа существует. Это не проходит в массовом порядке, поскольку, участвуя в таких программах, специалисты приобретают не просто высокий уровень знаний, но и самое главное - высокую квалификацию и прикладную, и инженерную. К примеру, наш руководитель инжинирингового центра бюро «Бош Рексрот», которое находится в Москве, проходил такую трехлетнюю квалификационную стажировку с участием в реальных проектах на нашем заводе и на ряде других предприятий. Это целая программа. Эти программы повторяются, но они не носят массовый характер. Результат - штучный специалист, уникальный в определенной области деятельности.
Кудинов А.С.
Да, у нас такие программы есть. Если касаться именно металлообработки, у нас по всему миру есть технологические центры − в Азии, в Америке, во многих странах. Я надеюсь, что не за горами то время, когда и у нас здесь будет такой же технологический центр. Говоря об обучении, надо сказать, что обучение проходит каждый сотрудник, работающий в компании. Два раза в год я также езжу на различные курсы обучения, где собираются специалисты со всего мира, чтобы обсудить ситуацию, конкретное оборудование и уже потом внести какие-либо определенные идеи.
Мартинов Г.М.
Думаю, что сегодня мы смогли поделиться друг с другом полезной информацией. Надеюсь, что и присутствующие здесь молодые специалисты и студенты вузов также нашли ответы на свои вопросы, что поможет при дальнейшем определении своего места работы. Коллеги, благодарю всех за активное участие в беседе. Спасибо. До встречи.