СИБУР загонит газ в терминал
Компания построит его в Усть-Луге
Вчера ООО "СИБУР" объявило о начале строительства терминала по перевалке сжиженных углеводородоных газов (СУГ) в порту Усть-Луга. Для этого у ОАО "Компания 'Усть-Луга'" были приобретены 100% акций ООО "Портэнерго", которое непосредственно и будет строить терминал. По мнению экспертов, для компании "Усть-Луга" это стандартная схема реализации проектов как девелоперской компании, занимающейся развитием порта в целом.
Сумма сделки сторонами не называется. Аналитики также затруднились назвать сумму сделки, так как фактически компания еще ничем не владеет, однако полученные от властей согласования, разрешения и лицензии могут значительно влиять на ее стоимость. "Портэнерго" изначально создавалось в качестве дочерней компании ОАО "Компания 'Усть-Луга'". О том, что одним из инвесторов проекта выступит именно СИБУР, председатель совета директоров ОАО "Компания 'Усть-Луга'" Валерий Израйлит объявил еще в начале 2006 года. В марте 2007 года Межведомственная комиссия по размещению производительных сил на территории Ленинградской области одобрила Декларацию о намерениях по строительству комплекса, разработанного "Портэнерго". Как сообщила Ъ руководитель службы по связям с общественностью "Портэнерго" Татьяна Паук, компания серьезно занималась разработкой предпроектной документации, а в настоящее время идет уже работа над проектом терминала. Параллельно будет вестись перевод земель в категорию промышленно-транспортных.
Объем инвестиций в проект оценивается в 3,9 млрд рублей. Ожидается, что проектная стадия завершится до конца 2007 года, а в 2008 году начнется строительство первой очереди, предполагающей перевалку 300-400 тыс. тонн СУГ в год. Проектная мощность всего терминала составляет 1 млн тонн, и изначально планировалось достичь этого объема уже в 2010 году, сейчас в СИБУРе говорят, что решение о строительстве второй очереди будет приниматься, когда первая очередь выйдет на проектную мощность и компания проведет оценку рыночных возможностей перевалки в Усть-Луге еще 600-700 тыс. тонн СУГ.
"Реализация проектов по развитию наших газоперерабатывающих мощностей приведет к увеличению объемов производства сжиженных углеводородных газов, -- сообщил президент ООО "СИБУР" Дмитрий Конов. - Строительство морского терминала позволит увеличить экспортные возможности СИБУРа на перспективных рынках Западной Европы". В прошлом году объем СУГ, произведенных СИБУРом, составил 2,9 млн тонн. "Сегодня Усть-Луга -- это новый порт с большими возможностями для территориального развития, кроме того, планируется масштабное развитие железнодорожной инфраструктуры, -- отмечает директор по развитию научно-производственного объединения "Морстройтехнология" Сергей Семенов. -- При наличии хороших транспортных подходов развитие в порту терминалов, ориентированных в основном на экспорт и импорт, для которых не требуется дополнительных операций по обработке, является перспективным". Отметим, что после распада СССР терминалы по перегрузке СУГ остались на территории Украины, и сегодня возможности отправлять груз по морю нет. Правда, терминал по перевалке СУГ мощностью 1 млн тонн строится в порту Тамань.
По мнению экспертов, в приобретении СИБУРом "Портэнерго" нет ничего странного. Подобная схема была использована при строительстве Универсального перегрузочного комплекса, который был открыт 8 июня. "Это политика компании 'Усть-Луга' -- продавать подготовленные для реализации проекты строительства портовых терминалов, оставляя себе, как правило, часть акций", -- отмечает господин Семенов. "Приобретение, скорее всего, произошло в рамках заблаговременной договоренности сторон, -- отмечает аналитик ИК "Энергокапитал" Денис Демин, -- компания 'Усть-Луга' через 'Портэнерго' начала реализовывать планы СИБУРа по строительству терминала, а теперь СИБУР выполняет свои обязательства по приобретению компании, формально осуществляющей проект". По его словам, в силу аффилированности с правительством Ленинградской области компания "Усть-Луга" имеет приоритетные возможности по запуску проектов в зоне порта. "Когда 'Усть-Луга' объявляла о начале программы по строительству терминалов, было понятно, что она самостоятельно не сможет реализовать проект, -- не случайно в это же время аналогичные планы анонсировал СИБУР", -- говорит господин Демин.
wwww.kommersant.ru